5 шагов к освоению варгана

Варган — удивительный музыкальный инструмент, способный увлечь даже равнодушного к музыке человека. Однако несмотря на кажущуюся простоту инструмента, игра на нём требует выполнения некоторых условий. Соблюдая их, вы скоро научитесь не просто извлекать звуки, но слышать «голос» инструмента в своей голове.

Шаг 1. Как держать варган

Кто не знает, как держать в руках гитару, скрипку или виолончель? Все мы примерно представляем, как делают это те, кто на них играет. Но часто ли мы видим игру на варгане? К сожалению, нет. 

Есть много вариантов положения пальцев. Один из самых распространенных — указательный и средний палец расположить на округлой части инструмента и зафиксировать его большим пальцем в том месте, где язычок крепится к основанию. Нельзя, чтобы что-то прикасалось к самому язычку, так как он должен свободно двигаться во время игры.

А теперь способы положения пальцев по время игры.

Способ первый: Локоть опущен. Указательный палец направлен вверх, и слегка напряжен. Остальные пальцы подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются подушечкой или ребром указательного пальца путём сгибания и разгибания кисти в запястье. Этот способ универсален и позволяет играть в любом темпе, с любой динамикой.

Способ второй: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть свободно нависает над варганом. Все пальцы, кроме указательного подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются ребром указательного пальца путём вращения кисти в запястье. Этот способ, так же, как и первый, позволяет играть в разном темпе.

Способ третий: Локоть опущен. Пальцы сложены "лодочкой" и будто бы накрывают язычок варгана, большой палец немного отведен в сторону. Удары по язычку совершаются серединой большого пальца путём сгибания и разгибания руки в локте. Этот способ удобен для неспешной, размеренной игры.

Способ четвертый: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном состоянии и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Большой палец находится напротив виска. Удары по язычку совершаются путём поочерёдного сгибания двух или трёх пальцев: безымянного, среднего и указательного. Кисть при игре остаётся неподвижной. Этот способ используют тогда, когда нужно извлекать звуки парами или тройками.

Шаг 2. Положение варгана при игре

Скорее всего вам известно, что сам по себе варган не создаёт никаких звуков. Ротовая полость человека служит резонатором, поэтому положение самого инструмента, губ, языка и даже напряжение диафрагмы влияют на громкость и оттенки звучания.

Основание варгана прикладывается к зубам, челюсти размыкаются, чтобы оставить достаточно места для движения язычка варгана. При этом его кончик должен оказаться примерно посередине рта. Губами нужно накрыть металлическое основание таким образом, чтобы не оставить никаких щелей. Для громкого и чистого звука нужно, чтобы единственный выход для него был — через язычок варгана.

Однако будьте осторожны. Удар язычка может привести к рассечению губы, если вы будете сжимать их слишком сильно.

Шаг 3. Бой

Да, это не гитара или барабаны, но бой в нашем случае — основа основ. Не стоит недооценивать удар по язычку варгана. При неправильном ударе в лучшем случае у вас не получится хороший звук, а в худшем вы можете пораниться или сломать инструмент. 

Первое, что нужно сделать — убедиться, что на пути язычка нет никаких препятствий. Для этого аккуратно придерживая его пальцем, заведите его за зубы и обратно. Если всё хорошо, зафиксируйте челюсти и губы в таком положении. 

Удар должен быть отрывистым и быстрым. Есть два типа ударов — прямой и обратный. В первом случае палец задевает язычок при движении к себе, а во втором - палец задевает язычок при движении от себя. Сразу нужно отметить, что вам потребуется время и тренировки, чтобы научится сочетать оба способа и бить по уже движущемуся язычку так, чтобы попадать в темп мелодии. Но это того стоит!

Шаг 4. Ищем оттенки «голоса» варгана

Звуки, которые вы получаете при игре зависят от артикуляции рта, дыхания, положения диафрагмы и нескольких других условий.

В первую очередь дыхание. Есть три варианта состояния дыхательных путей:

1. Носоглотка открыта, дыхание осуществляется через нос. В таком состоянии звук будет негромким и высоким;

2. Носоглотка открыта, воздух проходит через рот. Звук получится низкий, громкий на вдохе и выдохе, но обертона не четкие. Это один из приёмов для громкой игры и взятия нот без нового удара по язычку;

3. Носоглотка закрыта, воздух не проходит. Звучание получается «носовое», интересные обертона.

Спустя какое-то время у вас получится сочетать все три типа дыхания, и вы увидите, как это влияет на звучание.

Положение языка.

Теперь пришло время для настоящих экспериментов. Как только вы сделаете свои первые удары по язычку варгана, можете преступать к экспериментам со своим языком и положением рта. А экспериментировать здесь легче лёгкого — просто вспомните русский алфавит! Приведите ротовую полость в положение, при котором получаются определенные звуки, и вы услышите, как меняется «голос» инструмента. Самое простое — «А», «И», «О», «У», «Ы», «Э». Немного сложнее привести язык в то положение, при котором мы произносим согласные типа «К», «Л», «Н», «Р», «Т». Вы заметите, как тембр становится выше с каждой буквой.

В остальном — экспериментируйте!

Шаг 5. Положение тела

Вопрос положения тела человека при игре на варгане достаточно непростой. Профессионалы утверждают, что хорошего звучания можно добиться только когда положение тела соответствует осям равновесия. Выстроить уравновешенную конструкцию непросто, но возможно. Это позволяет минимизировать мышечное напряжение, особенно диафрагмы, что может значительно влиять на звучание. 

  • 5 шагов к освоению варгана